Бобслей — это скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях. Управлять бобом - это почти то же самое, что ехать по заледеневшей дороге, где между колесами и поверхностью почти нет трения, а при любом неожиданном движении или, например, нажатии на тормоз можно потерять контроль.
Одно неверное движение - и боб может перевернуться. Вот что значит сидеть в бобе.
Бобслей -
это высокоскоростной вид спорта, основанный на точном соотношении мастерства и
физики.
Для
проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса.
Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом,
тормозят его и прибавляют саням вес. Каждый боб имеет аэродинамическую
конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно
сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает
скорость около 130 км/ч. Случается, что бобы переворачиваются.
Нетрудно
догадаться, что спортсмен-бобслеист должен быть отважным и обладать хорошим
чувством равновесия. Но, чтобы съехать на бобе вниз, требуется больше, чем
просто координация движений и самообладание. Бобы весят больше сотни
килограммов. Пилот и разгоняющий-брейкман (а также экипаж или разгоняющие в
бобах-четверках) должны привести боб в движение. Их задача - пробежать как
можно быстрее и запрыгнуть в боб до начала первого виража. Во время заезда
спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.
По этим
причинам у большинства бобслеистов есть опыт в других требующих выносливости
видах спорта, например, в регби или в легкой атлетике. Тренировка не
ограничивается одним лишь съездом в бобе вниз по замерзшей трассе. Это еще и
бег, и прыжки, и силовые упражнения. Разгоняющие занимаются тяжелой атлетикой
особенно интенсивно, потому что на них ложится большая часть нагрузки по
разгону боба.
Без
сцепления со льдом экипаж не сможет привести боб в движение. Поэтому все члены
экипажа, чтобы улучшить сцепление, носят на старте ботинки с шипами. Шиповка
напоминает щетку: шипы не более 1 мм длиной и не более 4 мм шириной, расстояние
между ними составляет не более 3 мм. Бобслеисты надевают облегающие
аэродинамические костюмы, которые сокращают сопротивление воздуха при спуске.
Все члены экипажа должны носить защитный шлем, как правило, с забралом или
защитными очками. Большинство пилотов носят перчатки, но некоторые их не
одевают, чтобы достичь лучшего контакта с кольцами управления.
Старт длится
около шести секунд. Хороший старт имеет решающее значение: отрыв в 0,1 секунды
на этом этапе может привести к отрыву в 0,3 секунды в конце гонки. Стартовав,
бобслеисты запрыгивают в боб и сгибаются, чтобы достичь лучшей аэродинамики.
Как правило, первым в боб запрыгивает пилот, а последним - задний разгоняющий
(брейкман). Пилот и члены экипажа (в бобе-четверке) убирают складные ручки.
На этом
этапе гонка в основном зависит от пилота и от силы притяжения. При помощи
точных движений пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа
смещают на поворотах свой вес. Задача пилота - найти линию, т.е. идеальную
дорогу вниз по трассе.
Победа в
соревнованиях по бобслею начинается задолго до зоны старта - она начинается с
конструкции быстрого и мощного боба. Хороший боб использует для ускорения
физические силы и уменьшает действие сил, замедляющих движение.
Чтобы
выиграть соревнования, экипаж с быстрым бобом должен обеспечить хороший старт,
который задаст и скорость, и инерцию. В распоряжении экипажа - примерно 50 м,
чтобы привести боб в движение и достичь скорости около 40 км/ч.
Привести боб
в движение сложнее, чем продолжить движение. Во время управления бобом пилот
использует каждую благоприятную возможность, поэтому часто он начинает толкать
боб только после того, как тот приходит в движение, чтобы сэкономить силы.
Задача
пилота - выбрать оптимальную траекторию. Если проехать по виражу слишком
высоко, то общее расстояние, которое должен пройти боб, увеличится, и на
прохождение трассы потребуется больше времени. Если проехать слишком низко, то
не удастся использовать центробежную силу, благодаря которой боб остается в
движении при прохождении виражей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий