четверг, февраля 28, 2013

Интересные виды спорта


Бобслей — это скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях. Управлять бобом - это почти то же самое, что ехать по заледеневшей дороге, где между колесами и поверхностью почти нет трения, а при любом неожиданном движении или, например, нажатии на тормоз можно потерять контроль.
Одно неверное движение - и боб может перевернуться. Вот что значит сидеть в бобе.
Бобслей - это высокоскоростной вид спорта, основанный на точном соотношении мастерства и физики.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес. Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость около 130 км/ч. Случается, что бобы переворачиваются.
Нетрудно догадаться, что спортсмен-бобслеист должен быть отважным и обладать хорошим чувством равновесия. Но, чтобы съехать на бобе вниз, требуется больше, чем просто координация движений и самообладание. Бобы весят больше сотни килограммов. Пилот и разгоняющий-брейкман (а также экипаж или разгоняющие в бобах-четверках) должны привести боб в движение. Их задача - пробежать как можно быстрее и запрыгнуть в боб до начала первого виража. Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.
По этим причинам у большинства бобслеистов есть опыт в других требующих выносливости видах спорта, например, в регби или в легкой атлетике. Тренировка не ограничивается одним лишь съездом в бобе вниз по замерзшей трассе. Это еще и бег, и прыжки, и силовые упражнения. Разгоняющие занимаются тяжелой атлетикой особенно интенсивно, потому что на них ложится большая часть нагрузки по разгону боба.
Без сцепления со льдом экипаж не сможет привести боб в движение. Поэтому все члены экипажа, чтобы улучшить сцепление, носят на старте ботинки с шипами. Шиповка напоминает щетку: шипы не более 1 мм длиной и не более 4 мм шириной, расстояние между ними составляет не более 3 мм. Бобслеисты надевают облегающие аэродинамические костюмы, которые сокращают сопротивление воздуха при спуске. Все члены экипажа должны носить защитный шлем, как правило, с забралом или защитными очками. Большинство пилотов носят перчатки, но некоторые их не одевают, чтобы достичь лучшего контакта с кольцами управления.
Старт длится около шести секунд. Хороший старт имеет решающее значение: отрыв в 0,1 секунды на этом этапе может привести к отрыву в 0,3 секунды в конце гонки. Стартовав, бобслеисты запрыгивают в боб и сгибаются, чтобы достичь лучшей аэродинамики. Как правило, первым в боб запрыгивает пилот, а последним - задний разгоняющий (брейкман). Пилот и члены экипажа (в бобе-четверке) убирают складные ручки.
На этом этапе гонка в основном зависит от пилота и от силы притяжения. При помощи точных движений пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают на поворотах свой вес. Задача пилота - найти линию, т.е. идеальную дорогу вниз по трассе.
Победа в соревнованиях по бобслею начинается задолго до зоны старта - она начинается с конструкции быстрого и мощного боба. Хороший боб использует для ускорения физические силы и уменьшает действие сил, замедляющих движение.
Чтобы выиграть соревнования, экипаж с быстрым бобом должен обеспечить хороший старт, который задаст и скорость, и инерцию. В распоряжении экипажа - примерно 50 м, чтобы привести боб в движение и достичь скорости около 40 км/ч.
Привести боб в движение сложнее, чем продолжить движение. Во время управления бобом пилот использует каждую благоприятную возможность, поэтому часто он начинает толкать боб только после того, как тот приходит в движение, чтобы сэкономить силы.
Задача пилота - выбрать оптимальную траекторию. Если проехать по виражу слишком высоко, то общее расстояние, которое должен пройти боб, увеличится, и на прохождение трассы потребуется больше времени. Если проехать слишком низко, то не удастся использовать центробежную силу, благодаря которой боб остается в движении при прохождении виражей.




В конечном итоге, все эти физические силы и действия спортсменов ведут к очень небольшому отставанию в результатах. Часто победители оказываются лишь на несколько сотых секунды быстрее экипажа, занявшего второе место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий